Что нужно знать об электронной регистрации ДДУ

Регистрация ДДУ в электронном виде – отличная возможность сэкономить время и усилия не только в условиях эпидемии COVID, но и в обычной жизни. Хотя такой метод подачи документов все еще остается инновацией, его популярность растет.

Основания для электронного ДДУ

Для вступления в силу договор долевого участия должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРН), который ведет Росреестр.  Регистрация договора позволяет обеспечить его юридическую силу и защищает дольщика от потери денег, двойных продаж и иных подобных ситуаций.

Традиционно ДДУ регистрируются при личном обращении в Росреестр или путем подачи документов через многофункциональные центры государственных услуг (МФЦ).  Возможность зарегистрировать ДДУ в электронном виде предусмотрена Федеральным законом № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов».

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ, договор долевого участия может быть заключен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Выгодно ли

Электронная регистрация выгодна, прежде всего, застройщикам. Она позволяет тратить меньше времени и усилий сотрудников на оформление документов и практически исключает возможность ошибок. Не нужно лично посещать офисы Росреестра или МФЦ, ожидать время приема, собирать и распечатывать комплекты документов. Ее используют также банки, выдающие ипотеку на строящиеся объекты.

При электронной регистрации ДДУ государственная пошлина уплачивается в меньшем размере, чем установлено для обычной регистрации. Скидка 30% предоставляется при получении ряда государственных услуг в электронном виде.

Размер госпошлины за электронную регистрацию ДДУ для физических лиц составляет 245 рублей (обычный размер – 350 рублей) в соответствии со ст. 333.35 НК РФ.

Однако у электронной регистрации ДДУ есть и недостатки. Основной из них – высокая стоимость процесса. Подача в электронном виде требует оформления специальной электронной подписи. Стоимость ее получения составляет несколько тысяч рублей. И, хотя по сравнению с общей ценой квартиры эти затраты невелики, необходимость дополнительной оплаты и не до конца ясный процесс, отсутствие бумажных подтверждений регистрации делают ее непривлекательной для многих дольщиков.

Как оформить

Как и в случае с обычной регистрацией, перечень необходимых документов отличаются для застройщика и дольщика. При регистрации первого ДДУ по объекту застройщик подает расширенный пакет, включающий в себя документы по строительству объекта в целом. От дольщика же требуется:

  • Паспорт;
  • Согласие супруга или супруги, если договор заключен в период брака;
  • Квалифицированная электронная подпись, которая позволяет удаленно подтвердить, что подача ДДУ на регистрацию действительно выполнена им.

Электронную подпись можно получить в специальных удостоверяющих центрах, или через некоторые банки.

Подать документы можно:

  • В специальном разделе сайта Росреестра;
  • Через банк, который выдает ипотеку на приобретаемое жилье.

Собственное направление по электронной регистрации ДДУ есть у большинства крупных банков. Сбербанк России развивает программу поддержки электронной регистрации ДДУ, направленную на максимальное упрощение этого процесса, чтобы сделать его удобным для дольщиков. Единственным недостатком подобной услуги может считаться ее цена. Она может отличаться в разных регионах, однако обычно составляет около 10 тысяч рублей.

Как выглядит

При подаче документов на регистрацию можно выбрать форму получения документов – в бумажном или электронном виде. Если выбран последний вариант, после регистрации на указанную в заявлении электронную почту придет письмо от Росреестра с выпиской из ЕГРН и файлом договора с отметкой о регистрации.

Архив поступит в формате .xml. Для того, чтобы увидеть документы, необходимо скачать его и нажать на ссылку «Показать в человекочитаемом формате».

Как проверить регистрацию

Регистрация ДДУ (как в бумажном, так и в электронном виде) отражается в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимость в виде обременения земельного участка, на котором ведется строительство.

Срок регистрации документов не должен превышать 7 рабочих дней. До его истечения проверять регистрацию не имеет смысла. Зачастую документы оформляются с задержкой, поэтому итоговый срок может быть еще больше.

Если заказать выписку из ЕГРН на земельный участок, в ней будут сведения обо всех зарегистрированных к этому моменту ДДУ. Нужный договор можно найти по номеру и дате.

Заключение и регистрация договора долевого участия имеет много нюансов, которые невозможно изложить в одной статье. Проконсультируйтесь с юристом и получите точный ответ на Ваш вопрос.

Проконсультируйтесь с юристом и узнайте, как правильно действовать именно в Вашей ситуации:

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector